среда, 15 июня 2016 г.

Лекция 36.2. Книга пророка Амоса

7. О, вы,
которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!




8. Кто
сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день
делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? —
Господь имя Ему!
9. Он
укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость.
10. А они
ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.
11. Итак за
то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы
из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники,
а вино из них не будете пить.
12. Ибо Я
знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги
правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных.
13. Поэтому
разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.
14. Ищите
добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет
с вами, как вы говорите.
15.
Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может
быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.
(Амос 5:7-15)


3. Вы,
которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, —
4. вы,
которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите
лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища,
5. поете под
звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид,
6. пьете из
чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!
(Амос 6:3-6)

13. вы, которые
восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе
могущество?»
14. Вот Я,
говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут
теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне.
(Амос
6:13,14)

Тема книги
пророка Амоса та же, что и пророка Ионы.
Господь
накажет, но наказание можно избежать.
Оно жестоко,
оно справедливо, но н отвратимо.
Отвратить
наказание гнев Божий можно, если покаяться.

Любое самое
жестокое пророчество может быть отвращено.
Всегда пророки
указывают, что вам будет то-то, и указывают, что надо сделать, чтоб это
пророчество не состоялось, не сбылось. Покайтесь.

Пророк Амос говорит,
научитесь делать ПРАВДУ, защитите бедного человека.

Пророк пророчествует
жестокие вещи в израильском царстве и о нем узнали, услышали и заставляют его
замолчать.
Вот почему он
говорит:
-Вы не хотите
слышать облечения, потому что обличающий говорит, что вы живете неправильно,
что надо жить иначе, а вы иначе жить не хотите.
Вместо того,
чтобы измениться и исправится, вы хотите закрыть рот обличающему.

Пророк Амос
специально выбранный Богом человек для такого свидетельства.
Когда к нему
пришли, посланные от царя и сказали:
-Не говори
этого больше. Не надо так пророчествовать.

Он говорит
очень просто и с достоинством:
-А я кто
такой?
Разве я
пророк, разве я учился в пророческих школах?
Разве я где-то
начитался книг, чтоб такое говорить?
Я
обыкновенный простой пастух.
Но Бог сказал
мне иди и говори, и я не могу не говорить.
Слово Божье
не вяжется.

Я
не пророк, а простой пастух, но, если Господь сказал (изрек слово), кто тогда
не будет и посмеет не пророчествовать.

Меня призвал
Господь. До этого я был никем, значительным я не был. Я был ничто.  И мне явился Бог и меня послал.
Может ли некто
сопротивляться призыву божьему.
Вы можете
сделать со мной что хотите, но я не могу замолчать, это выше моих сил.

Этим он
прообразует апостольское свидетельство.
Апостолы тоже
никто они рыбаки. Они нигде не учились.
Они простые
люди.
Но когда их
призвал Бог, дал свою благодать, они пророчествуют. Остановиться в этом
пророчестве не могут.

Когда
синедрион пытается их остановить, сдержать, он не может. Он не успевает.
Даже узы не
могут удержать апостолов.
Когда им
запрещают, апостолы говорят, мы не можем перестать говорить.

50 дней
прошло со времени, когда распяли Иисуса Христа.
Синедрион их
вызывает, говорит:
-Замолчите.
-Мы не можем
замолчать.

Синедрион
замолчал, а они не могут.
Пророк как бы
говорит о том, что будет, когда Господь пошлет пророчествующих.

Апостол Павел
был необыкновенно образованный человек из среды раввинов.
Все свое
достоинство, которым мог бы гордиться, он меняет ни во что.
Он говорит:
-Я не в
книгах прочитал о том, что вам сейчас говорю.
Но Христос
явился мне и сказал, вот это делай, это говори.

То, что
засвидетельствовал апостолу Павлу Христос превосходит все.
Это
свидетельство уникальное, неповторимое, что можем охватить исторической памятью.
Свидетельство
неповторимое.

Апостол Павел
говорит:
-Я от самого
Господа Иисуса Христа принял.
И дальше
рассказывает о причастии.

Хорошо
говорить апостолам, которые были на тайной вечери и видели, и слышали Христа,
который им заповедовал так творить.
Апостола
Павла там не было.

В 1 послании
к Коринфянам, он говорит о необходимости причащения:
-Я это не от
апостолов научился. Мне это не апостолы рассказали.
Мне так
сказал Христос учить о причастии.
Он меня
послал проповедовать и благовествовать, хотя ни одного слова Иисуса Христа Павел
не слышал.

Что было за
свидетельство Господа апостолу Павлу, мы даже догадываться не можем. Это было
уникальное свидетельство.

Я не пошел
советоваться с плотью и кровью, когда получил свидетельство Иисуса Христа.
Я пошел в пустыню
Аравию. Пробыл в пустыне положенное время, как Христос.
Потом явился
и начал проповедовать.

Когда были
принесены некоторые плоды проповедей.
Ему начали
говорить, кто ты такой, откуда пришел.

Отправился к
апостолам, чтобы спросить, то что он говорит, разделяется всей полнотой церкви или
не разделяется.

Когда получил
подтверждение свидетельство от церкви, он пошел дальше смело проповедовать,
потому что
церковь – это важнейший инструмент удостоверения в истинности.

К этому
образу надо отослать всех новоявленных сектантов хоть в католической, протестантской,
хоть в православной среде.
Все
ссылаются, что им было откровение свыше.
Когда им
церковь свидетельствует. Что их откровение ложно. Они слушают свое откровение,
и не прислушиваются к голосу церкви.

Павел тоже
получил откровение свыше.
Но он
поспешил к церкви, узнать, то, что он говорит, действительно церковное учение
или нет.
И только
получив удостоверение, смело стал проповедовать дальше.

Апостол Павел
не считается со своей бывшей раввинистической средой.
Когда ему
говоря, замолчи раввины бывшие друзья.
Фарисеи
обрекают его на смерть. Он не их боится.

Он идет и
говорит то, что нужно говорить, совершенно не думая, что подумают или скажут о
нем его бывшие друзья фарисеи раввины.

Если бы я
искал благоволения у человеков, то не мог бы быть апостолом Христовым.
Об этом стиле
поведения, об этом пламенном поведении свидетельствует пророк Амос, бывший пастух,
но получивший свидетельство, он всех приводит в страх и трепет.

У него нет авторитета,
силы, социального статуса, как у пророка Исаии, но он говорит, и никто не может
загородить его уста.

7 глава Деяния
Святых Апостолов посвящена речи архидьякона Стефана перед синедрионом.
Вдохновенная
Духом Святым речь. В синедрионе все видят сияющее лицо Стефана, как лицо
ангела.
Он весь
охвачен огнем.

По его речи
мы пытаемся понять, что Бог хочет от церкви.
От чего нам
надо стараться избавиться, чтобы сохранить верность Христу.

В своей речи
Стефан цитирует пророка Амоса.
Когда вы
ходили по пустыне вы не приносили жертву Богу, но вы несли скинию Бога вашего
Молоха и звезду Бога вашего Лифама.
Впервые эта
фраза звучит у пророка Амоса.
Стефан в
данном случае ее повторяет.
Он не цитирует
пророка Амоса и не мог его цитировать.

Возможно он
знал все книги. Но само построение его речи, говорит, что он не вспоминает
цитаты, просто он охвачен Духом.

Дух, который вдохновлял
пророка Амоса и вдохновляет архидьякона Стефана.
Источник всех
свидетельств, источник Священного Писания он один. Это Святой Дух.

Когда
читается в церкви Житие Марии Египетской, она в разговоре с Авой Зосимой
цитирует некоторые цитаты из священного писания, Зосима изумляется, где ты
слышала это, когда читала.

Она говорит:
-Я никогда в
жизни не слышала Священного Писания и вообще я неграмотная.
В церкви я не
была и не помню ни одной строчки из священного писания, даже если бы я их и
слышала.

Она говорит
прямыми цитатами, прямыми фразами.
Вся это книга
боговдохновенная книга.
Дух Святой,
как автор этой книги, может сделать так, что люди, живущие Духом Святым, могут
цитировать, повторять, свидетельствовать фрагментами из книг Священного Писания,
если Дух считает, что это необходимо.

В книге про
авву Силуана Афонского есть цитата.
На Афон приехали
католические монахи и очень удивились, что простые русские греческие монахи
читают святых отцов, как Иоанн Лественничек, Смирнова Богослова и других
удивились:
- У нас
читают это только профессора. Мы не можем такое читать. Нам не под силу.

Силуан сказал
своему ученику, чтобы их не обидеть:
-Мы не только
читаем эти книги.
Если
потребуется, мы их и написать можем.
Точно такие, какие
были написаны древними отцами.

Именно потому,
что Дух один и тот же.
Дух Святой,
вдохновлявший Иоанна Лественничика,
также может вдохновить,
если это потребуется церкви, любого важного или неважного человека,
чтобы он
написал подобное произведение, необходимое для спасения людей, в той
исторической ситуации, в которой в то время будет находиться церковь.

Дух Святый
воздвигнул Феофана Затворника написать те сочинения, которые так важны сейчас
нам, чтобы ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОИТЬ свою ДУХОВНУЮ жизнь.

Дух Святой вдохновил
Игнатия Брянчанинова на обобщение опыта древних отцов.
Он, по слову
Силуана Афонского, написал то, что было написано древними.

Амос
свидетельствует от лица Бога:
-Вы не
приносили жертвы мне, находясь в пустыне.

Ветхозаветная
церковь и Новозаветная церковь существует не жертвоприношением.
Связь с Богом
поддерживается не жертвоприношениями, потому что, находясь в пустыне, церковь
народ божий, был храним.

Предписано
приносить жертвы, а народ не приносил, потому что был в пустыне.
40 лет не
совершалось жертвоприношение в пустыне.
Однако Бог
был с народом. Он не оставлял народа.

Оказывается,
для того, чтобы быть с Богом, нужны не жертвы, нужно сердце, УПОВАЮЩЕЕ на Бога,
нужно идти туда, куда посылает тебя Бог.
Нужно быть
послушным Богу.
Вот чем
сохраняется связь между Богом и человеком.
Жить и идти
по воле Божьей.

Это важно и
для церкви новозаветной, если под жертвой не понимать ту Жертву, которой живет
наша церковь, евхаристию таинство тела и крови Христовой,
а частные
наши жертвы денежные, молитвенные, постнические жертвы.

Не этим
сохраняется наша связь с Богом, а нашим ПОСЛУШАНИЕМ Богу.

Как сказал
пророк Самуил царю Саулу:
-Неужели ты
думаешь, что жертвы Богу более приятны, чем ПОСЛУШАНИЕ ему.

Как высшую
добродетель Иисуса Христа по человечеству апостол Павел в послании пишет, что
он именно ПОСЛУШАНИЕМ своим УГОДИЛ Богу.
Был послушен
даже до смерти. Послание к Филиппийцам.

В дни
страстной седмицы читаются отрывки из Священного Писания, в которых Христос
подчеркивает, то, что видите во мне, когда умывает ноги ученикам, то и вы
творите.
Вот то, что я
от вас ожидаю.
Служите, как
и я послужил.
Будьте
послушны мне, как я послушен отцу.

Человек и в
Раю все извратил, и сейчас может извратить.
Важно для
церкви и аскетической жизни понятие послушания.

Особенно не о
послушании конкретному человеку. Не об этом речь.
Послушание
церкви и послушание Богу.
В этом
контексте послушание становится важнейшей добродетелью, важнейшим качеством,
которое сохраняет человека в присутствии Бога.

Вовремя 40
летнего скитания по пустыне народ израильский носил скинию бога молоха, звезду
Лифама – это указание на то, что подлинная скиния божья – это сердце
человеческое.

Если в сердце
живет гордыня, даже если вы своими руками держите ковчег,
вы несете
скинию не божью, а бога Молоха, потому что он символ гордыни.

Если вы в
сердце носите похоть, значит вы на самом деле несете скинию Астарты.
Если вы в
сердце носите лень, расслабление, леность, желание комфорта, то вы на самом
деле носите не Бога, а Ваала в своем сердце.


Пророк
указывает, что главное вместилище Бога – это сердце человеческое.
Какие помыслы
оно питает, тому вы на самом деле и служите.

11. Вот наступают дни,
говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду
воды, но жажду слышания слов Господних.
12. И будут ходить от моря
до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его.
(Амос 8:11,12)

Отчасти это
начинает сбываться сейчас.
 Это наказание Бога.
Люди н могут
найти слово, потому что они не готовы его слышать.

Ища слово Господне,
мы ищем, чтобы это слово звучало в угоду нам.

Если бы мы
смирились и научились исполнять то, что уже слышим, и делать то, что мы уже
знаем, что мы должны делать, тогда бы нам открылись и старцы, возвещающие слово
Божие и пророки, и учителя, так же как было в древние века.

Но их нет, потому
что никто не хочет по истине в глубине души их слышать, поэтому наступает такая
жажда.

 Лекция 36.2. Книга пророка Амоса

Комментариев нет:

Отправить комментарий