воскресенье, 19 июня 2016 г.

Лекция 50.2. Книга Екклесиаст

мысл добродетели, смысл делания добра, смысл творения заповедей
Божьих только в них самих,




не в том воздаянии, которое мы за них получим,
а в том, что это и есть единственное правильное делание для
человека,
но, чтобы познать это надо быть мудрым.

Свидетельство о воздаянии за исполнение добра ждать нам не
приходиться.
Христос открыл для нас иную силу добродетели,
он открыл нечто превышающее рамки этой земной жизни.

В чем, по мнению экклезиаста причина такого несправедливого
устроения мира.

1-ая причина. Бог сотворил человека правым, а люди
пустились во многие помыслы.

Бог сотворил человека правым, правильным, способным жить по
правде, значит, по заповедям божьим,
но человек пустился во многие помыслы.
Он раздробился.
Его мысль перестала быть цельной, его мысли стали разрывать
его.
Одна мысль влечет его к благу, другая ко злу.
Одна мысль говорит надо пойти поспать, другая денег
заработать.
Эти мысли взаимоисключают друг друга, даже если их всего
две.
А в человеке их стало огромное множество. Они не способны
вместиться в человека. Они его раздергивают, доводя до патологических
состояний, когда человек, сходит с ума.

Ум его раздробился как разбитое зеркало на множество
осколков и все в нем потеряло цельность.
Человек потерял ЦЕЛОМУДРИЕ.
Мудрость- способность воспринимать премудрость Божью.
ЦЕЛОМУДРИЕ- весь ум погружен в заповеди Божьи, весь ум
погружен в Бога.
Весь целиком ум отдан Богу.
Это и есть цельность ума, целомудрие, когда никакие мысли, кроме
желания исполнить волю Божию и заповеди Божии не способны проникнуть в сознание
человека и сразу ОТСЕВАЮТСЯ.

Грех человеческий не совершается на пустом месте.
Человек постепенно доходит до греха.
При нашей невнимательности к собственным переживаниям,
ощущениям, собственной духовной жизни нам может показаться,
что вроде был хороший и взял совершил поступок не хороший. Плохой.

Если бы мы были внимательны, то увидели, что сначала пришла
к нам мысль.
Мысль может быстро и с силой промелькнуть в нашем ум,
отравив все силы нашего духа, души,
что мы как беспомощные сразу совершаем то желание,
которое внушила нам мысль и тот поступок, к которому эта
мысль нас повлекла.

Иногда бывает, что мысль пришла, и какое-то время мы
пытаемся с ней бороться.

Или, наоборот, она постепенно подтачивает наши сердечные
силы, отравляет нашу дружбу, любовь и в конце концов, мы совершаем грех телом.
Так очень быстро совершаются супружеские измены.
Человек совершает воровство.
Человек в гневе или из другого мотива совершает убийство.

Все совершенные грехи человеческие в самом своем истоке
имеют мысль, помысел, как говорят святые отцы.

Мысль, помысл – это некоторая ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ.
Сатана, придя в рай к Еве ВЛОЖИЛ в нее МЫСЛЬ, вложил в нее
помысл.
Как дух он, как некоторая ЭНЕРГИЯ ЗЛЫХ разрушительных
МЫСЛЕЙ, он всеял в нее, как семя, злую плохую мысль, НЕ ПОСЛУШАТЬСЯ Бога.
И Ева внесла в мир зло, всеяв злой помысел в Адама.

С тех пор человек улавливается все большим количеством злых
мыслей.
Они по разным причинам вспыхивают и не всегда исходят
только от злых духов.
У них многоразличная природа.

Человек не был создан таким. Его ум был цельным, но
свободным.
Он мог как принять злой помысел, так его и отвергнуть.
Но он согласился принял.
И этот помысел, и другие помыслы разрушают цельность нашего
ума.
Будто бы червяки в нем заводятся и подтачивают нашу душу и
заставляет тело исполнять даже то, что мы не хотели бы.

Причина, почему мир не справедлив в грехопадении или в том,
что помыслы введут человека в грех.
Многоразличные помыслы делают так,
что каждый из людей НЕ СПОСОБЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРАВДУ Божью.
Не способен осуществлять заповеди Божьи.
Не способен жить по Богу.
Это и есть грех.
Поэтому откуда в этом мире взяться справедливости и
правильности,
когда каждый думает об исполнении своих корыстных личных помыслов.
Откуда взяться правде?

Изначально во злом устройстве мира лежит грех человеческий
и
желание делать этот грех больше и больше более ненасытно
устремляясь ко греху.

Человек, который осознал,
 что жить в таком
мятеже мыслей, таком смущении помыслов невыносимо трудно, невыносимо одиноко,
глупо,
решает изменить свой образ мыслей,
т. е ИЗМЕНИТЬ свой УМ, измениться умом, обновиться умом,
сделать так,
чтобы мысли стали одними, и
чтобы все мысли были посвящены только служению Богу.

Это и есть обращение ума на греческом языке покаяние
метанойя.
Т. е когда человек обращается умом,
он начинает БОРОТЬСЯ с ПОМЫСЛАМИ уже сидящими в его уме в
виде страстных пожеланий, увлечений или бороться с мыслями,
которые искушают его, приходя из вне от ближних, от мира,
от вещей,
которые могут внушать по привычке страстные помыслы, от
духов злых.

Возвращение человека с собственной целостности, возвращение
человека снова стать способным исполнить волю божью начинается с обращения ума,
т. е с покаяния.

Покаяние не значит рассказать где-то и кому-то о своих
грехах.
Это некоторая близкая к заключению часть покаяния, но не
начало покаяния.

Изначала надо сделать свой ум способным жить по воле
Божьей.
Надо сделать свой ум, который призван управлять нашим всем
существом, нашими чувствами, нашим телом, нашими поступками,
сделать ум способным расслышать глас Божий,
способным познавать волю божью,
способным раскрыться навстречу Богу и
способным отражать все наветы разных умных злых сил.
Вот что такое покаяние.

Понятно, почему святые отцы так много внимания уделяют
УМНОМУ ДЕЛАНИЮ, так много внимания уделяют очищению ума.
Он является основой фундаментом переустройства человеческой
жизни, как орудие, которым мы познаем Бога, просвещаемся Богом, познаем волю
Божью и с помощью этого ума начинаем управлять нашей жизнью.

Как сказал Христос в Евангелии.
Если око твое темно, то и все тело твое темно.
Имея ввиду, что ум есть око.
Если ум наш чист и светел, то и тело наше чисто и светло.
Т. е оно способно очиститься и не совершать грехи.
Оно способно стать орудием благодати божьей.
Оно способно творить заповеди Божьи.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое
будет чисто, то всё тело твое будет светло
если же око твое будет худо, то всё тело твое будет
темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?  Мф. 6:22

2 причина по мнению экклезиаста,
почему мир не справедлив, и
почему праведнику нет никакой награды за его правду и
почему грешники только преуспевают во зле он называет
следующее.

2Всему и всем - одно: одна участь
праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему
жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику;

3Это-то и худо во всем, что делается под
солнцем, что одна участь всем
, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие
в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

Екклесиаст 9:2


Как бы люди не старались, не устремлялись к деланию добра,
но всех одинаково ждет смерть.

Ветхозаветному человеку не было дано откровение, что за
гробом их ожидает воздаяние.
Их одинаково ожидал ад, по-еврейски, шеол, т. е место,
лишенное Бога, место лишенное жизни, место мрачное, темное, одинаково
страдательное.

Никакого особого обетование праведнику в Ветхом завете в
рамках этой жизни фактически дано не было.

Как бы человек не жил, его ждет место, лишённое Бога
Про это экклезиаст и говорил, одна участь всем и праведным,
и грешным.

В этом свидетельстве есть чаяние, ощущение, не прямое
пророчество,
а ощущение человека, постигающего тайны божьи, человека,
которому эти тайны приоткрываются.
Но как сказал Павел, сквозь мутное стекло открываются
грядущие судьбы мира и
он чает, надеется, вдохновленно пытается прозреть в
грядущее.

Хотя в последнем стихе доходит до откровенного утверждения,
фактически пророчество о том,
что суд необходим,
суд неизбежен, и
что суд действительно будет.

13Выслушаем сущность всего: бойся Бога и
заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
14ибо всякое дело Бог приведет на суд, и
все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Сначала он свидетельствует, потому что плохо, потому что
всем одинаковая участь, значит,
хорошо, чтобы участь была не одинаковая.

Кто будет решать неодинаковость части. Нужен судья.
Нужен суд, который рассмотрит дела человеческие, и
разделит посмертную участь человека в соответствии с тем,
что он сделал, живя в теле.
Сколько добра, сколько зла, как он прожил эту жизнь.

Кроме эсхатологического пророчества о том, что Бог есть
судья, что действительно явится этот судья, а значит, это пророчеств и
мессианское,
потому что мы знаем из Евангелия, что весь суд отдан Сыну и
он есть судья живых и мертвых.

Ощущение явление в мир судьи есть мессианское пророчество.
Такой судья восстановит справедливость и воздаст человеку.
Воздаст праведнику за его правду.
Воздаст тому, кто любит, за его любовь.
Воздаст ему в меру и степень его любви к Богу.

Для бытия человеческого, для правильного представления о
Боге важно иметь представление о Боге, как судии.

Для нас это воспринимается как жесткость, неприятная
формальность, которую хотелось обойти.
Но для праведников Ветхого Завета свидетельств о судии есть
важное желанное свидетельство,
потому что для них приход в мир судии означает,
что они, наконец, получат свое воздаяние,
что их правда, наконец, засияет, и плод правды они наконец
вкусят.
Что не зря они подвизались в том, что всеми силами тянулись
к Богу.

Для Златоуста в письмах к дьяконисе Олимпиаде вера и
ощущение суда - это ощущение того, что правда, наконец, восторжествует.
Здесь ее нет, но наступит время, обстоятельства, когда правда
восторжествует,
когда он в своих страданиях будет утешен,
когда те люди, которые разрушают, расхищают церковь Божию, познают
свою неправду.

Для людей страдающих, которые всеми силами служат Богу, представление,
что Бог есть судия, носит иной характер,
чем для людей, топчущихся на пороге начала правильной
духовной жизни.
Для нас страшно подумать, что Бог судья.

А для людей, всеми силами возлюбивших Бога, это утешение,
потому что в этой жизни они были лишены земных благ и
элементарного утешения за то, что они всю свою жизнь отдали Богу.
Для них мысль о воздаянии является утешением.

Вера церкви и свидетельство Священного Писания о Боге, как
судье, носит важный нравственный аспект.

Кроме того, что оно дает надежду терпящему и страдающему, оно
может остановить грешника, может остановить беззаконного человека. Который запутался
в мирскй суете.

Представление, что будет суд. Будет судья, с которым не
договоришься.
Много грешников, которые осознали, что делали и что за это
есть суд, и что этого суда можно избежать, если покаяться, меняли свою жизнь и
становились праведниками.

Плохо и неправильно делать вид, будто суда не будет.
Как во времена экклезиаста плохо представление, что суда
нет, и все идут в мрачное место,
так же плохо представление о том, что суда нет и все
одинаково идут в хорошее место.

Это неправда, как об этом свидетельствует апостол Павел в
послании к Ефесянам, что нечестивые царство Божье не наследуют и пусть никто не
обольщает вас напрасными словами, ибо за это приходит гнев божий на сынов
противления.

9Или не знаете, что
неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь:

ни блудники, ни
идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 
10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия
не наследуют.
11И такими были некоторые
из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса
Христа и Духом Бога нашего.
 (1Кор. 6:9)

5ибо знайте,
что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть
идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6Никто да не
обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов
противления;
 7итак, не будьте сообщниками их.
8Вы были
некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
 9потому что
плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
  Ефесянам 5:6

Это и догматический вопрос, что судья есть и суд есть, и
нравственный вопрос,
потому что, когда внушаем человеку, что суда нет,
он по немощи своей соблазняется и думает, зачем тогда
стараться служить Богу.

Очень мудро рассуждает об этом экклезиаст.
Да совершенному человеку надо творить добро, потому что это
добро, и служить Богу, просто потому, что это Бог.

Но несовершенному человеку, погрязшему в суете важно
понимать,
что есть наказание за то, что он живет неправильно или
посмертное воздаяние, но это есть некоторое утешение,
вдохновляющее его дальше служить и подвизаться ради исполнения воли Божьей.

Лекция 50.2. Книга Екклесиаст


Комментариев нет:

Отправить комментарий