воскресенье, 19 июня 2016 г.

Лекция 60.2. Псалтирь

Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на
пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел,




1.
Псалом Давида

Блаженный в Священном писании называется человек, которого
ублажает Бог, который достигнет блаженства в царстве праведных.

Мы знаем заповеди блаженства из нагорной проповеди, где
перечислены духовно-нравственные качества, которые обеспечивают блаженство
человеку.

Здесь в Ветхом Завете качеств блаженств всего три.

Нечестивые – это те, кто не чтут Бога,
т. е не чтут его жизнью, словом, делами,
не прославляют его,
которые не полагают его в основу своей жизни,
которые не исполняют постоянно его заповеди,
которые не соблюдают установленные Богом правила и нормы, в
том числе богослужебные.

Нечестивый человек в Священном Писании может быть хорошим,
но не почитает субботы.
Например, не пришел в праздник пасхи к скинии церковного
собрания и е принес жертвы.
Нечестивый в субботний год решил собрать урожай в своем
винограднике.
Нечестивый не упражняется постоянно во всех заповедях
закона.

Ублажается человек, который не ходит в собрание таких
людей.

В какие условия должен поставить себя человек, чтобы
исполнить эту заповедь?
Не ходить туда, где есть собрание нечестивых.
Не грешников, не на дискотеку, не в ночной клуб, а просто
там, где люди не чтут Бога всем своим существом.
Т. е не исполняют первую часть евангельской заповеди,
возлюби бога всей крепостью своей, всем существом своим,
всем сердцем своим.

Все эти люди считаются нечестивыми.
Человек ублажается лишь тот, который туда не ходит.

Любой надменный, гордый, раздраженный, лукавый, нечестный
человек считается нечестивым.

В каком обществе должен поставить себя человек, чтобы
исполнить одну строчку, с которой начинается книга Псалтырь.
Фактически это говорит о духовном уходе из мира.
Он действительно всецело умер для мира.
Вот такой человек ублажается.

Не волей, ни движениями сердца, ни помыслам ума человек не
входит в собрание нечестивых.
Он не рассуждает и не рассуждает о тех делах,
не вникает и не касается сердцем и чувствами дел,
которые решают люди, не чтущие Бога.

Этот путь избрал Сергий Радонежский в уединении, Тихон
Задонский, другие русские святые.
Эти люди насколько в их силах существом отстранялись от
того,
чтобы жить, разделять, учувствовать в делах людей,
которые не кладут Бога в основу всей свое жизни, творческой
и другой деятельности.

Дальше ублажается человек, который даже не стоял на пути
грешных.
Кто даже помыслом своим не предлагал себе стать на пути
грешных, т. е не пойти, а только встать, примениться.
А стоит мне этим путем идти или нет.
Посмотреть вперед, что ждет меня за этим путем

Блажен человек, который даже не стоял на нем, который даже
не предлагал себе искушения подобные,
который сердцем своим даже не желал того, что желает
грешный человек.

О какой высоте, глубине, напряжённости жизни говорит всего
лишь первый стих первого псалма.

В древнем патерике есть такая история.
Пришел один ново начальный монах к старцу и спрашивает:
-Научи меня, как мне жить по-монашески.
Старец открывает псалтырь и читает первый псалом первый
стих.
Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых.

Монах говорит:
-Подожди, я это исполню, а потом ты мне скажешь, что делать
дальше.

Монаху, живший в египетской пустыне 5-6 века, которая вся
была наполнена светильниками великими подвижниками христианской жизни,
потребовалось 5 лет, чтобы исполнить эту заповедь.

Через 5 лет он пришел к старцу и сказал:
-Теперь читай дальше.

Даже уже уйдя в пустыню и уже посвятив жизнь Христу
насколько трудно напряженно и многих усилий духовных требуется т человека,
чтобы исполнить простую строчку из книги Псалтыри.

Но в законе Господнем – воля его и закону Его он будет
поучаться день и ночь.

Т. е воля человека должна быть всецело погружена в закон.
Вся воля не в том, как устроить свою жизнь, как исполнить
чужую волю, как достичь осуществления собственных желаний, амбиций.
Вот этому места вообще нет.

Человек, который решился быть блаженным,
решился не ходить в совет нечестивых,
решился не стоять на пути грешных,
может сделать это только одним путем,
если воля его постоянно в законе Божьем.

Грех человеческий – это прежде всего грех воли.

Если мы изучаем закон Божий, читаем Евангелие, Ветхий
Завет, пребывая на богослужении испытываем чувства умиления, переживаем о своих
грехах, мы плачем, стенаем.

Но если мы ничего не делаем, если мы никак не выражаем.
Волю свою не упражняем в том, что действительно должны
делать, то мы понимаем, что ничего в нас не произойдёт.
Мы какими были, такими и останемся.
Оттого, что мы сегодня что-то почувствовали,
оттого, что сердце наше коснулась благодать умиления и
мы растрогались, расплакались, оплакали свои грехи и
действительно по-настоящему глубоко исповедовались и
причастились и
почувствовали, как мир божий коснулся нас,

Если мы изучили все что нужно изучить в законе божьем или
прочитали все евангелие все знаем,
уйдя, облагодатсвенные после причастия ничего не делаем,
если воля наша другое делает.

Если воля наша в том,
чтобы обеспечить нашу карьеру, обеспечить образование своих
детей,
обеспечить наше социальное существование и другие хорошие
вещи,
но если воля не погружена в исполнении заповедей божьих,
то мы снова вернёмся к своим грехам, ничего не измениться.

Вопрос христианской жизни- это вопрос воли.
Вера потому мертва без дел, потому что она без воли
осуществиться не может.

Поэтому Христос говорит:
-В терпении вашем стяжите души ваши.



Преданы также будете и родителями, и
братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;


и будете ненавидимы всеми за имя Мое,


но и волос с головы вашей не пропадет, -


терпением вашим спасайте души ваши.
  (Лук. 21, 19)

Терпение как усилие воли. Именно как волевое действие.
Не воля, которая переустраивает мир, а воля, которая во
всем согласна и послушна тому, что хочет от нее Бог.

Т. е воля человека, чтобы достичь блаженства, должна
вопрошать всегда о том, что Господи, ты сейчас от меня хочешь.
И послушно делать то, что Бог от нее ждет.
Исполнять вверенное Богом дело послушания: терпение ли это,
служение ли это.

Человек волю свою, устремляющую к Богу, он будет в скорби
разделять крест Христов.
Он будет страдать, будет терпеть.
Но именно это является для человека путем к тому блаженству,
о котором человек мечтает, которого он жаждет.

Когда человек исполнит все это, когда в законе Господнем
будет вся воля его и закону он будет поучатся день и ночь, тогда он будет, как
дерево, посаженное при источнике вод

которое плод свой даст во время свое, и лист его не
отпадет.
И все, что он ни делает, будет благоуспешно.

Чтобы все дела наши были успешными мы должны в основание положить
волю нашу всегда сочетать с волей божьей.
Только тогда дела наши будут успешны.

Мы хотим, чтобы дела наши были успешны как у святых, при
этом волю нашу направляем на другие цели и упражняем нашу волю в другом, а не в
терпении во имя заповедей божьих.

И будет он, как древо, посаженное при истоках вод
и принесет свой плод

Дерево, приносящее плод духа.

В послании к Галатам сказано, что плод духа есть мир,
радость, любовь, долготерпение, кротость, воздержание, вера.


16Я говорю: поступайте по
духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 
17ибо плоть желает
противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что
вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом
водитесь, то вы не под законом.
19Дела плоти известны; они
суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 
20идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,)
ереси, 
21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство
и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так
Царствия Божия не наследуют.
22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
вера,
 23кротость, воздержание.
На таковых нет закона.
24Но те, которые Христовы,
распяли плоть со страстями и похотями.
25Если мы живем духом, то
по духу и поступать должны.
26Не будем тщеславиться,
друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Любые другие дела, которые по воле божьей, дано этому
человеку совершить.
Строительство монастыря, преуспеяние в монашеской жизни,
старчество, благодатное священство, воспитание детей, воспитание сирот,
написание икон, пение в хоре.

Т. е тогда плод будет именно духовный. тогда он принесет,
когда он будет устраняться от собраний нечестивых,
не будет стоять на пути грешных и
день и ночь будет волю свою сверять с волей божьей.

Даже если так человек построит свою жизнь и в таком труде
будет пребывать, то и тогда, как сказано в псалме:

Плод свой принесет вовремя свое.

Не сразу, не через день–два, а только тогда, когда время
приспеет, тогда человек принесет плод.
Т. е и тогда надо ждать.

Т. е никогда не бывает в духовной жизни так,
Мы положили себе за правило туда больше не ходим,
грехов не делаем, и
то-то будем делать ради Бога и
на следующий день пожмем плоды духа.
Так не бывает.

Когда мы с великой скорбью день, месяц, годы будем
терпеливо нести и терпеть взятый нами труд ради Бога,
чтобы волю свою постоянно упражнять в исполнении воли
божьей.

Пройдут многие годы и
когда придет время, тогда мы принесем плод,
если вытерпим, если терпеливы будем,
если не отступим от того порыва, решимости, ревности, с
которой приступили служить Богу.

Поэтому Христос указывает на терпение, как чрезвычайно
важное ключевое условие спасения человека.

В книге Псалтырь первая строчка псалма 39

   Терпя потерпел я
Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою,
И извел меня из страшного
рва и из тинистого болота, и поставил на камень ноги мои, и направил стопы мои.

Т. е я в терпении терпел то, что требовал от меня Господь,
что ждал от меня Господь.

И только когда я в терпении пребыл. Господь внял меня, он
услышал мои молитвы.

Раз молитва была услышана, я получил просимое и главное
благодать Святого Духа.

На это указывает и Христос, давая ученикам образец для
молитвы, как должно молиться, никогда не унывать.

Бог может подать эти самые дары сразу.
Но пока человек не смирился, пока он не претерпел, ему не
будет пользы от этих даров.

Только смерившийся человек может безопасно и во славу
Господа принести плоды духа, и
этими плодами духовными насытить тех, кто приходит, чая
утешение или благодатной помощи от него.

За строчками первого псалма открывается бездна духовной
жизни, великие тайники духовной жизни.

Люди, которые в решимости своей уходили в пустыню, и
поучались в этих псалмах, находили, открывали эти тайники и
понимали, что духовная жизнь – это нечто чрезвычайно
тонкое, сложное, важное, без чего жизнь человека немыслима.

Припадая к их поучениям и самой псалтыри мы должны понять,
что есть духовная жизнь, чтобы жить духовной жизнью.

Только тот человек, который живет духовной жизнью и получает
спасение и становится блаженным человеком.

Начав исполнять малое, мы будем все глубже погружаться в
тайны предстояния человека перед Богом.
Все дальше и дальше распинать в себе ветхого человека, все
глубже и глубже прорастать в Иисуса Христа.


Лекция 60.2. Псалтырь


1. Псалом Давида


 Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на
пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, Но в законе Господнем –
воля его и закону Его он будет поучаться день и ночь. И будет он, как древо,
посаженное при истоках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не
отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно. Не так нечестивые, не
так: но как прах, который сметает ветер с лица земли! Посему не восстанут
нечестивые на суд и грешники в собрание праведных. Ибо знает Господь путь
праведных, а путь нечестивых погибнет.


14. В конец. Псалом Давида. 

   
Господи! Кто будет обитать в жилище Твоем?
Или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает
правду, говорит истину от сердца своего, Кто не льстил языком своим, и не делал
зла ближнему своему, и не принимал поношения на ближайших своих, Тот, в чьих
глазах презрен лукавый, кто боящихся Господа славит; клянется своему ближнему,
и не нарушает клятвы. Кто серебра своего не давал в рост, и даров против
невинных не принимал. Творящий сие не поколеблется во век.

23. Псалом Давида. В первый день недели.

   
Господня — земля и что наполняет ее,
вселенная и все живущие на ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее.
Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом Его? Тот, у кого
руки невинные и чистое сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся
лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога
– Спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева.
Князья, поднимете врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы.
Кто есть сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани.
Князья, поднимите врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы.
Кто есть сей Царь славы? Господь сил – Он есть Царь славы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий