суббота, 18 июня 2016 г.

Всеправославный раскол

Всеправославный расколНа острове Крит, несмотря на церковные разногласия, открылся
Всеправославный собор.




Русская Православная церковь — вслед за Болгарской,
Антиохийской, Грузинской — не участвует и
просила о переносе собора
.
Из Константинополя последовал отказ.
На этой волне Верховная Рада потребовала отделить Украинскую
церковь от РПЦ.

В целом же позиция «отказников» сходится в
следующем: перенести проведение Всеправославного собора, пока к участию не
будут готовы все.

Однако к этому мнению Константинопольский патриархат
оказался глух: собор необходимо провести и заявил:
«Если одна или несколько церквей не будет
присутствовать, или откажется от участия, или не будет голосовать – все
принятые решения будут все равно иметь силу и будут обязательны для всех
православных церквей».
От подобной уже никак не скрываемой цели загнать все
поместные церкви в некий «православный ЕС» потеряли дар речи даже самые
примерные сторонники Критского «Всеправославного» собора...

согласно решению Второго Вселенского собора 381 года
«Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе,
потому что город оный есть новый Рим».

скорейший созыв Всеправославного собора под управлением
Константинополя и есть та главная цель, ради которой патриарх Варфоломей готов
пожертвовать количеством самих членов «Всеправославного» собора...
 «Третьим Римом»
– Россия была названа в 1589 году в Уложенной грамоте Константинопольского
патриарха Иеремии об учреждении в России патриаршего Престола: «…Великое
Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде»…

Однако именитые кафедры – прежде всего
Константинопольская, Иерусалимская, делиться духовным авторитетом не только не
хотят.

Так, патриарх Константинопольский
Варфоломей еще в 2007 году в интервью болгарскому телевидению 
заявил«Мы
готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено
в первом тысячелетии… Вселенскому патриарху не составит труда признать
первенство Римской кафедры и занять второе место – то, какое он занимал до
раскола».

Но чтобы занять это «почетное второе» место,
Константинопольскому патриарху необходимо привести под власть Ватикана и весь
остальной православный мир!..

Потому-то над происходящим сегодня на Крите незримо
реет око Ватикана: «Я там буду присутствовать духовно и посредством послания,
– заявил римский папа
Франциск. – Мне известно, что они хотят пригласить католических
наблюдателей, и это отличный мост. А за католическими наблюдателями буду я».

Но Русская православная церковь активно смешала столь
далеко идущие планы Римского престола и Константинопольской кафедры.

Первую ощутимую победу Русская церковь одержала 22
января 2016 года – в Православном центре Константинопольского патриархата в
Шамбези (Швейцария), где состоялось предварительное собрание предстоятелей
православных церквей, посвященное подготовке к проведению Всеправославного
собора.

Именно там прозвучали достаточно жесткие заявления
патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь касавшиеся событий на
Украине и заигрываний патриарха Варфоломея с украинскими раскольниками.

В Шамбези были приняты практически все предложения
Русской церкви.

От отказа от самой возможности обсуждения единого для
всех православных календаря, ранее активно продвигавшейся, до смены места
проведения собора с предполагавшегося Стамбула.

Кроме этого, патриархом Кириллом было выдвинуто и
затем всеми принято предложение о публикации всех документов будущего собора в
открытом доступе для изучения мировым православным сообществом.

 Состоявшееся в итоге обсуждение показало всему
православному миру, что тексты предлагаемых Константинополем для принятия на
Всеправославном соборе документов вызывают множество нареканий – целый ряд
церквей, 

Внутри же церквей отдельные группы или епископы выступили с резкой
критикой проекта одного из основных документов собора, призванного
регламентировать отношения православных церквей с иными христианскими
конфессиями, под названием «Отношения православной церкви с остальным
христианским миром».

В нем не только усмотрели «экуменизм», но и стали прямо настаивать
на смене формулировок – чтобы католики и протестанты назывались там
не «церквями», а еретиками, отколовшимися от православной церкви – как
единственной и истинной…

Именно «Отношения православной церкви с остальным христианским
миром» в итоге целиком отвергла в своем отказе приезжать на собор Грузинская
православная церковь, выступив также и против целого ряда других документов,
подготовленных для принятия на соборе.

На отсутствие возможности внесения в обсуждаемые документы «важных
для Святого Православия тем» и невозможность редактировать тексты предлагаемых
для принятия в ходе работы собора документов сослался в своем отказе от участия
Синод Болгарской православной церкви.

Однако Константинопольский патриархат, невзирая на всю
смехотворность проведения «собора» при отказе от участия в нем трети
православных церквей, на его проведении все-таки упрямо настаивает.

Казалось бы: если уж собор, тем более Всеправославный, то пусть в
нем и участвуют все епископы церквей – а таковых сегодня насчитывается в мире
меньше тысячи.

Тем более что мероприятие
подобного уровня готовится впервые за долгие столетия – последний Вселенский
собор состоялся в 787 году.

Именно такой формат и предложила изначально Русская православная
церковь. Однако инициатива была отвергнута – единственное, чего удалось нам
добиться, так это расширить состав делегаций до 24 членов плюс глава церкви вместо
12 изначально планировавшихся.

Логика такого решения понятна: Русская православная церковь
сегодня наиболее многочисленная и стремительно развивающаяся, только у нее
одной количество действующих епископов – 356.
Плюс епископаты близких к Русской церкви по своим взглядам на
происходящее Болгарской, Грузинской, Сербской церквей.

Исход открытых соборных голосований в таком случае был бы
предрешен – никакие тайные манипуляции и резолюции за закрытыми дверями бы не
прошли.

Вот только при системе
«один епископ – один голос» собор действительно мог бы совершенно определенно
представить волю православного большинства,
а все, даже самые «неудобные», вопросы к готовящемуся совещанию
тогда бы вполне отпали.

Более того: в этом случае православный собор действительно смог бы
обозначить консолидированные и взвешенные позиции православных церквей всему
современному миру, облеченный истинной соборностью и властью.

Но не тут-то было – пока мы, увы, имеем то, что имеем…

Всеправославный раскол

Роман Плюта, председатель организации
«Православный Союз»

Комментариев нет:

Отправить комментарий