воскресенье, 12 июня 2016 г.

Лекция 34.1. Книга пророка Осии

Христос цитирует эту книгу чаще других.



В Новом Завете встречаются цитаты из этой книги.
Апостол Павел цитирует ее очень часто.

Главная тема этой книги тема блуда, разврата, нечистоты и
нечестия народа.
Господь дает повеление пророку Осии вступить в связь с
блудницей, родить от нее нескольких детей, которым повелевает дать
соответствующие имена, которые раскрывают смысл будущих судеб.

Факт вступления в связь пророка с блудницей показывает
характер отношений бога и народа тему блуда.

Блуд всегда и телесный, и духовный.
Это две грани одного явления, две стороны одной медали.
Одно без другого не бывает.
Одно предполагает другое.
Одно взаимопроникает, взаимоперетекает в другое.
Разделить эти явления нельзя.

Блуд духовный,
когда человек поклоняется идолу,
когда возлагает надежду на другого человека, идола, на
власть имеющего или на самого себя.

Блуд духовный тесно связан с телесным развратом.

Если человек по какой-то причине склоняется к блуду
духовному к надежде на другого человека, когда он склоняется к идолопоклонству,
надеется только на самого себя,
он всегда обуреваемый ПОХОТНЫМ РАЗЖЕНИЕМ опускается до
блуда телесного.

И наоборот всякий телесный разврат и нечистота является
прямой дорогой к ИЗВРАЩЕНИЮ УМА потемнению ума, как сказано в псалтыри,
ПАРЕНИЕ ПОХОТИ помрачает ум незлобивый.

Т. е даже не телесный разврат, а внимание к телесным
движениям, внимание к страстям чисто физиологическим телесным,
когда ум сорастворяется с этими страстями, движениями
плоти,
когда он погружается, расслабляется в этих движениях,
ум незлобивый помрачается, становится мрачным, даже
неплохой ум, в котором нет гнева.

Но если он не бдит над своей психофизической организацией,
то он помрачается, становится мрачным, он не видит света
истины, он  не видит Бога,
поэтому очень удобно Богу изменяет тем или иным способом.

Что такое идол, что такое надежда на себя, другого
человека?
Это всегда прямая измена Богу.
Человек отказывается быть с Богом, отказывается надеяться
на Бога и вступает в завет с кем-то иным.

Он ищет помощи от кого-то иного, разрушая связь, которая у
него была с Богом.
Поэтому такие духовные явления называют на языке священного
писания блудом духовным,
потому что человек изменяет тому, кого первоначально
избрал.

Истреблю их за недостаток ведения, потому что дела их не
допускают обратиться к богу, ибо дух блуда внутри и Господа они не познали.

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит:
Так как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их
бог превратному уму делать непотребства.

Далее он описывает, как мужчины стали сочетаться с
мужчинами, а женщины с женщинами скверня свои тела.

Но почему?
Потому что они не захотели иметь Бога в разуме,
потому что их ум не был погружен в Бога,
потому что для ума своего они не избрали подходящий
светильник.
Они не поклонялись Богу, они не чтили его.
И за то, что они не чтили Бога, Бог предал их такому
разврату.

Отсутствие правильных отношений с Богом погружает человека
в нечистоту телесную.

Ибо Я милости хочу, а не жертвы,

 и Боговедения более, нежели всесожжений. 
Осия 6:6

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу,
а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
 (Мф.9:13)

Жертве противопоставляется не только милость, но и
боговедение.
Т. е милость и боговедение – это два крыла правильного
устроения человека.

Милость милосердие.
Но важно не забывать о богопознании – это необходимийший
элемент нормальной христианской жизни.

Человек имеет ум, потому что этот ум даровал ему его Бог.
Этим умом человек должен Бога познавать.
Ум должен прилепляться, тянуться, устремляться к своему
первообразу к Великому Уму, т. е к тому, кто его создал, к Логосу, первечному
уму, который задумал и сотворил все в сыне и через сына.

К этому уму человек должен стремиться, потому что только он
из всех созданных творений имеет ум для того, чтобы познавать Бога,
познавать его волю,
познавать его таким, каков он есть,
устремляться к нему,
вожделевать его, всей силой своего существа любить его.

Ведь сказано возлюби господа Бога твоего всей крепостью
твоею, всей силой, всем УМОМ, всем ПОМЫШЛЕНИЕМ твоим.

Иисус отвечал
ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем
разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
Евангелие от
Марка 12:28-37

Т. е человек не только должен любить Бога поступками,
сердцем, ощущениями,
он должен к нему устремляться умом.

3. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как
утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь
оросит землю».
(Осия 6:3)

Призыв. Побуждение
будем стремиться познать, потому что его появление в нашем
уме, как утренняя заря.

Без познания Бога наш ум пребывает во тьме.
А если ум пребывает во тьме, то через эту тьму входят в нас
разные непотребные ощущения и чувства.

Бог оставляет нас, потому что умом мы помрачены.
А помрачены потому, что что-то иное освещает или что-то
иное завладевает нашим умом мир ли, другой ли человек совершенно неважно.

Важно, что умом, которым мы должны постигать Бога и
устремляться к нему, мы постигаем нечто иное.

Ум – это главенствующая сила в человеке, которая управляет
душой и телом.
Ум как главная часть души.

Христос говорит в Евангелии:
Если око твое чисто, значит и все тело твое чисто.

Светильник для тела есть
око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
От
Матфея 6:22

В данном случае он под оком понимает ум.

Именно через ум совершается правильное управление всей
нашей жизнью, всеми энергиями нашего человеческого психофизического бытия.

Если умом мы преклоняемся к земле значит и все остылое служит
земле.
Если умом мы устремляемся к Богу, значит все существо наше
проникается освящается Богом,
потому что ум – это око через которое вливается во все наше
существо свет.

Бог есть свет



5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем
вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 




6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то
мы лжем и не поступаем по истине; 


7 если
же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и
Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
 
1-е Иоанна, глава 1.

Этот свет наполняет все наше существо не просто делая его
светлым, делая его живым.
Делая его правильным, потому что только Бог может соразмерить
все силы нашего существа.

Познание на языке библии предполагает не изучение учебников
и чтение священных книг, даже книг святых отцов.
Это мало для богопознания, к которому призывает нас Бог
через библию или устами Иисуса Христа.

На языке библии познание предполагает теснейшее соединение,
буквально телесное соединение.

Адам познал жену свою Еву, и она зачала и родила сына.
Адам познал жену.
Тоже слово говорит о познании Бога.
Т. е познание Бога предполагает теснейшее соитие с Богом.
Не говорение о нем, не даже размышление о нем, а погружение
в него, сочетание с ним.

Физиологически брачной символикой пронизана вся библейская
картина Бога и человека в образах брачного ложа, брачного пира, брачного союза.

Посему вот я увлеку ее (дочь израильскую), приведу ее в
пустыню и
буду говорить к ее сердцу и будет в тот день, говорит
господь,
ты будешь звать меня муж мой и не будешь звать меня Господин
мой.

Господь полагает, чтобы мы познавали его не как нечто
отвлеченное, не так как размышлял о нем Кант в своих философских построениях, а
через соединение с ним.

Именно соитие соединение человека с Богом является целью и
задачей, призывом с которым обращается Бог к каждому человеку.

Об этом же говорит Христос в 17 гл Евангелия от Иоанна.

Сия есть жизнь вечная. Да знают тебя единого Бога отца и посланного
тобой Иисуса Христа.

Жизнь вечная – это знать Бога отца.
Не знать что-то о Боге, а знать Бога, т. е соединиться с
ним в супружеском соитии, когда он во мне и я в нем.

По этой причине Христос употребил, чтобы люди причащались
жизни вечной, таинство тела и крови Христовой, которое есть теснейшее
соединение.

Сама евхаристия в образах своих напоминает брачный пир особенно,
когда мы собираемся в пасхальную ночь на пасхальную литургию и причащаемся тела
и крови христовой.

В словах Иоанна Златоуста это и звучит:
Вы пришли на брачный пир, насыщайтесь тем, чем питает вас Господь,
потому что через это соединение вы живете в нем, и он живет в вас.

Это и есть образ брачных отношений мужа и жены.

Верующие в Бога люди назовут его не просто женихом.

Вся церковь из состояния невесты христовой придет в
состояние жены,
когда Бог будет во всей полноте церкви всей своей полнотой.

Всей глубиной всего человеческого существа принадлежащего
церкви мы познаем радость единства с Богом.

Тот брачный пир, а который созывают сейчас всех, он есть
брачный пир,
потому что все люди, все новое человечество, верующее во
Христа, вступают в тесное соединение с Богом.

Чтобы познать Бога, как соединиться с ним, как быть с ним?

Мы, люди, Церковь, придя в состояние церкви прославленной
назовет Бога муж мой.

Всякая измена Богу назовется плотской изменой, блудом,
прелюбодейством.

Если мы все призваны сочетаться с Богом, и так в крещении
говорим или за нас об этом свидетельствуют крестные наши:
-СОЧЕТАЮСЬ со Христом.
Сочетаются браком, т. е мы из двух становимся едиными.
Христос живет в нас, мы живем во Христе.

Всякая измена от пути, заповеданного Христом, уклонение от
него, иначе как духовным блудом пониматься не может.

Это не просто, я так хочу или мне кажется,
какая-то мысль более правильная или идол похож на правду и
воплощенную истину, служение этому Богу, этому закону или этой философской
системе мне кажется более правильной, все это не важно.

У всего человечества призванного созданного Богом и
призванного к соединению с Богом по определению,
потому что мы все одно целое в очах божьих,
может быть только один муж, один жених – это Христос,
воплощенный Бог слово.

Поэтому вне его мы все будем находится в состоянии
духовного блуда, любодейства и измены.

Кроме этого есть еще необходимые условия – это ИСПОЛНЕНИЕ
ЗАПОВЕДЕЙ и УПОВАНИЕ на Бога.

9. Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Осия
13:9
Обратись и ты Богу твоему.
Наблюдай милость и суд
Уповай на Бога твоего всегда

В этом контексте неважно приносит человек жертвы или не
приносит.
Неважно какой размер этих жертв.
Неважно творишь ли ты милость и суд,
справедлив ли ты и милосерден и
уповаешь ли ты на Бога во всех обстоятельствах своей жизни.

Если это есть, тогда и благоприятны жертвы твои.
И ни одно жертва твоя не пропадет втуне.
Помянет Господь всякую жертву, сказано в 19 псалме.

И наоборот, если ты не уповаешь на Бога,
на деле служишь и Богу и кому-то другому,
если ждешь помощь и от Бога, и от чего-то или кого-то
другого,
если ты, принеся жертвы не милостив,
если не творишь правду, не исполняешь элементы
человеческого правдивого бытия,
то твои жертвы ни к чему, они только раздражают Бога.
Они не нужны.

Жертвы без сердца ни к чему не приводят.

Без просвещения ума, без приложения к этому милующего
трепетного сердца, без всегдашнего упования на Бога сами по себе жертвы ничего
не значат.

Лекция 34.1. Книга пророка Осии



Комментариев нет:

Отправить комментарий