среда, 15 июня 2016 г.

Лекция 35.1. Книга пророка Иоиля

Тема этой книги день Господень.




Понятие день Господень относится и ко дню пришествия Христа
в мир и к последним судьбам мира.

День тот или день оный, день Господень воспринимается как
день страшного суда, день суда Господня, день ужасный и страшный.

Приход Иисуса Христа в мир — это есть суд над миром.
Христос об этом и говорит:
-Ныне суд миру.

Распятием Иисуса Христа, распятием Творца, своего Бога,
своего спасителя мир подписал себе смертный приговор.

Он осудил сам себя.
Единственная возможность избежать суда, изреченного над
миром – это уверовать во Христа

Особенно это сказано в гл 3 Евангелия от Иоанна.

Характеристики этого дня Господня.

Этот день приходит внезапно, как вор ночью.
Он пролазит внутрь, когда его никто не ждет.
Приход его неожиданный. Обитатели дома к приходу не
подготовлены.
Образ вора, неожиданно забирающегося в дом, это образ из
книги пророка Иоиля.

День страшного суда, день последних судеб мира предваряется
великим нашествием великого народа.
Равного этому нашествию не будет.

Перед лицом этого нашествия вся земля будет как цветущий
рай, а позади после нашествия этого народа она будет представлять из себя
пустыню.
По причине нашествия этого великого народа все превратиться
в пустыню.

Эсхатологичность апокалиптичность этого нашествия. Речь идет
именно о последних днях мира.
Ни дно нашествие не сравниться с этим нашествием.

Звезды во время этого нашествия потеряют свой свет. Луна
помрачится. Солнце превратится в тьму и луна в кровь, когда придет этот день Господень.

Великое нашествие у Иоиля имеет параллель в Апокалипсисе
нашествие великого народа Гога и Магога.
Нашествие будет страшно. И ничего ужасного люди в своей
жизни еще не видели.

Этим нашествием закончится мир.
После этого нашествия произойдет суд в месте долина
Иософатова под Иерусалимом.
Это нашествие будет сопровождаться сошествием Святого Духа.

Получается то, что имеет человечество сейчас создание
церкви – это еще не все.
Это еще не есть конец, это начало конца.
В последние дни мира духовная природа человека, духовная
природа мира изменится особенно сильно.

Образ жатвы Господь часто использует в своих притчах,
говоря о жатве, как апостольской своей проповеди, но и сельскохозяйственном
уобразу, который означает кончину мира.

Образ жатвы.
В гл 3 сказано, пустите в дело серпы ибо жатва созрела.

3:13 Пустите
в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и
подточилия переливаются, потому что злоба их велика.
Иоиль 3:13 

Образ жатвы Господь часто использует в своих притчах,
говоря не только о жатве, как апостольской или своей проповеди,
но и сельскохозяйственном природному образу, который
означает кончину мира.

Образ пшеницы, которая собирается в житницы,
Образ срезания бесплодных колосьев, которые сжигаются
огнем, потому что пусты.

Картина последних дней мира.
Иоиль почему-то дает следующее свидетельство. Гл 2.

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в
посте, плаче и рыдании. 




13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу
вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о
бедствии. 




14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного
приношения и возлияния Господу Богу вашему? 


1
5 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное
собрание. 




16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите
отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из
своей горницы. 




17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители
Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия
Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут
говорить между народами: где Бог их?" 




18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 
Иоиль
2:12 

Упоминание о ПОСТЕ предваряет рассказ о страшном нашествии
великого народа и завершает его.
Вставка с призывом о посте помещается между свидетельством
о нашествии страшного народа и главой, повествующей о страшном последнем суде
над всеми народами, которых соберет Господь в долину Иософатову.

Господь через пророка Иоиля свидетельствует о том, что несмотря
на то, что все определено, есть времена и сроки, о которых человек может только
догадываться, тем не менее, показывается, что судьбы человечества находятся в
руках самого человечества.

Все зависит от человека.
Если человек готов СПОСОБЕН к ПОСТУ, СОКРУШЕНИЮ, покаянию,
смирению сердца, то только этим своим действием он может отодвинуть даже
наметившуюся кончину мира или определённого исторического момента.

Он способен отсрочить собственную погибель, отодвинуть на
неопределенное время даже окончание мира.

Апостолы, первые свидетели Христианства говорят скором
пришествии Христа в мир.
С точки зрения того благовестия Христова, которое услышала
церковь и которое она возвещает, сколько бы времени не осталось, оно все равно,
последнее,
потому что Христос уже пришел и суд уже возвещен.

Фактически смертный приговор подписан миру, потому что мир
не узнал, не принял, отверг своего создателя.
В то же время их свидетельство показывает, что последний
момент мира может наступить в любой момент.
Он зависит не от того Бог судил этому быть или не судил.
Он зависит и от того насколько люди приближают или отодвигают
окончание мира.

Способ отодвигания мира пост, не только как воздержание в
пище, человек должен оставить жить, обращать внимание только на суету мира сего
и вспомнить о вечном.

Хотя бы испугаться за то, что сейчас решается его земное вещественное
бытие.
Ради сохранения обычного хода земного бытия человек должен
обратиться всем сердцем, умолить его.

И этим умолением самого себя поднять из той бездны, куда он
постепенно погружается. Вспомнить о Боге. Устремиться к небу и этим еще раз
отсрочить продлить земное бытие.

Потому что именно отход, отпад, потеря связи человека с
Богом приводит к тому, что мир погружается во тьму.
Чтобы предотвратить это погружение во тьму, человек должен
устремиться к свету.

Эпизод из книги пророка Исаии.
Пророк Исаия приходит к благочестивому царю Иезекиилю.
Пророк Исаия, посланный Богом, свидетельствует сделай
завещание, через три дня ты умрешь.

Царь Иезекииль, услышав это определение Божье из уст
пророческих поворачивается к стене и начинает плакать и молить Бога.
Настолько он взмолился к Богу, что пророк Исаия даже не
успел выйти из дворца, как Господь его вернул обратно к Иезекиилю и сказал:
- прославь Бога, ты проживешь еще 15 лет

Т. е даже изреченное определение Божье с помощью
сокрушения, плача, устремления к Богу, упования на Бога можно изменить.

Книга пророка Ионы свидетельствует тоже самое.
Пророк Иона приходит в город, который послал его сам
Господь засвидетельствовать этому городу, что дни его сочтены.
Еще 40 дней и он будет разрушен.

Но народ весь, как один, обратился в посте и плаче, хотя
это народ неверующий, люди, не знающие истинного Бога, не имеющие правильного представления
о Боге.

Более того этот народ захватил часть иудеев.
Народ действительно нечестивый, потому и изрек Бог о нем
такое поведение.

Все от царя до последней скотинки наложили на себя пост
мычанием, поскуливанием собак, воплем новорожденных младенцев. Криком нищих и
богатых, смирением в одежде.

Народ умалил Бога. Господь сказал Ионе, что город будет
помилован.
Т. е даже изречённое от лица Бога вышедшее повеление можно
изменить.
Тем более если это относится к ключевому важнейшему моменту
человеческой истории.
От человека зависит.

Этот момент поста важен.
Почему он так важен?

Человек воздерживается от пищи, иначе это была бы диета.
Пост – это, когда человек показывает, что основа жизни не
только в нем самом.
Пост, как элемент покаяния. Именно покаяние важно.

Важно понимать, что настоящего искреннего истинного покаяния
без хоть какой-то постной черты невозможно.
Потому что пост в том и состоит, что, человек как сказано в
богослужебных книгах, посвященных великому посту,
постится можно не только от пищи, поститься можно очами,
движениями тела, от страстей, неправды, злых дел, постится можно от мира.

Т. е пост как духовное действие, которое показывает, что
человек должен отодвинуть обычную привычную мирскую суету и устремить ум свой к
источнику света.

Именно порыву к свету просветить себя, изгнать из себя не
просто тьму неведения,
а тьму страстей, суеты, тьма, закрывающее сердце и очи ума
нашего от Бога.

Пост показывает, что человек способен к подвигу, способен
выпрямиться, подтянуться, способен поднять себя к Богу.

Главное, пост показывает, что человек не в самом себе
ощущает источник своей жизни.

С помощью пота он показывает, что его жизнь, поступки,
обстоятельства, происходящие вокруг него, имеют иной источник вне этого мира
находящийся.

Когда человек способен устремиться хоть малейшими поступками
своей жизни, и показать, что не он сам себе хозяин,
не от только определяет все обстоятельства своей жизни, что
есть Господь, от которого зависит быть или не быть, жить или не жить.

Зависит будет ли солнце, будет ли тьма, будет ли пища,
будет ли хлеб, будет ли молитва возноситься в храмах, будут ли матери
воспитывать детей, будут ли дети слушаться родителей.

Как в псалтыри говорится, ты Господи хранитель душам и
телесам нашим.

Благодаря посту человек вспоминает это.
Пока человек способен к посту он способен жизнью свое исповедать
Бога.
Показать, что Бог есть в его сердце. Бог есть его жизнь. Он
уповает на Бога.
Он считает, что в его жизни есть подлинный хозяин, о
котором он иногда забывает.

Люди, расслабленные духовно, которые привыкли к неге,
комфорту, люди, привыкшие к наслаждению, только потреблению всего, что дает
этот мир,
становятся все менее способными таким образом воззвать и
обратиться к Богу.

Про такое состояние человека сказано в книге притчей Соломона,
когда им говорят, что лев или враг на улице,
то даже тогда они ничего не могут сделать,
потому что любое действие связано с тем, что нужно лишить
себя привычного комфорта.

А человек настолько привык к окружающему комфорту, что
ничего не может с собой поделать.

При рассмотрении татаро- монгольского или фашистского
нашествия судьба России была очень хрупка.
Будущее России колебалось на чаше весов.
Казалось никаких шансов выжить русскому народу нет.

Но народ обращался к Богу, Менял свою жизнь. Уповал на Бога
и обстоятельства менялись, беда проходила.
Народу снова была дарована жизнь.

Казалось совсем немного, но церковь ожила, люди вспомнили о
Боге, люди стали обращаться к Богу, храмы стали наполняться, люди стали
вспоминать о вере.


В середине войны произошло важнейшее событие, было восстановлено
патриаршество.
Люди стали обращаться с молитвами к иконам помощи Святым,
искали совета, наставления, окормления, где тайком, где явно.

В годы войны произошло духовное воскрешение русского
народа,
потому Бог и отменил, то определение, которое должно было
окончательно погубить идентичность самобытность русского народа.

Так надо относится ко всем определениям Божьим.

Человек через покаяние, постный подвиг, труд, через то, что
не только в этом мире ценностях земного видимого бытия находится все попечение,
все заботы человеческие.

Вспоминая о Боге и устремляясь к нему, человек может
изменить и отодвинуть кажущуюся неизбежной вселенскую катастрофу.


!!! Лекция 35.1. Книга пророка Иоиля


Комментариев нет:

Отправить комментарий